Умеет скромно, некрикливо жить,
Без гордости показывать награды
И откровенно песней чувства ворошить,
Ломать стереотипы и преграды.
Александра Анатольевича Вахрушева я знаю давно и, наверное, имею право рассказать о нем больше, чем обычно он рассказывает о себе сам.
При каждой возможности Вахрушев говорит о своих учениках, об их достижениях и победах, о хороших песнях, которые собирает, исполняет и бережно хранит. Песни из золотого фонда советской и российской эстрады в его интерпретации звучат как-то особенно свежо и трогательно. Его преданность своему делу бесспорна и уникальна.
Как настоящий артист и скромный человек Александр Вахрушев не искал славы — она сама нашла его еще в начале творческого пути и не покидает до сих пор.
Родом из детства
Александр Вахрушев родился 10 июня 1952 года в Клинцах.
— Рос, как все. Посещал детский сад при фабрике Коминтерна, где работала моя мама Агнесса Александровна. Мы с младшей сестрой Надей росли без отца, — рассказывает Александр Анатольевич. — Жили мы на улице Красной (сегодня улица Гагарина). На месте родительского дома построили здание налоговой службы. Там еще сохранились наши березы. В большом угловом доме жили мои бабушки, крестные, тети и другие многочисленные родственники.
Рядом с нашим домом в маленьком двухэтажном здании располагался клуб Всероссийского общества слепых. В нем был небольшой кинозал. На углу улиц Красной и нынешней Кюстендилской располагалась редакция радиовещания, а напротив был пустырь, где мальчишки гоняли мяч. В большом старинном доме жил главный врач Клинцовского роддома С. Подберезин (позднее в этом здании располагалось экскурсионное бюро).
Учился Александр Вахрушев в первой средней школе. Особенно ему запомнился приезд в Клинцы первого космонавта Юрия Гагарина в 1967 году.
— Я стоял в почетном карауле, отдавая пионерский салют, читал приветственные стихи. Страшно и вместе с тем интересно было осознавать, что этот человек побывал в неизведанном космосе и теперь стоит рядом с нами.
Среднюю школу Вахрушев окончил в 1969 году с Похвальной грамотой (тогда не выдавали серебряных медалей). По гуманитарным предметам имел «отлично».
— В каком возрасте у Вас проявились музыкальные способности?
— Я, наверное, с ними родился. Моя мама пела в академическом хоре при фабрике Коминтерна. Ее даже приглашали в хор имени Пятницкого, но мы с сестрой были маленькие, и мама никуда не поехала. Отец прекрасно играл на фортепиано и аккордеоне.
У мамы был удивительный голос. Дома она пела песни Леонида Утесова, Лидии Руслановой, Клавдии Шульженко, знала много народных песен. Романсы в то время, к сожалению, не были распространены. В школьные годы я сам научился играть на гитаре.
— Пробовали создать группу?
— Да, но это было какое-то заугольно-дворовое исполнение, — усмехается Александр.
Взрослая жизнь
— После окончания школы поступил в Московский энергетический институт, но тяжело заболел и после длительного лечения вернулся в Клинцы. Устроился работать на завод имени Калинина в литейный цех на модельный участок, где изготавливал деревянные модели для литья деталей.
На заводе мы пытались создать группу, это уже было что-то похожее на коллектив. Потом я поступил в Ленинградское высшее военно-политическое училище противовоздушной обороны. Потянуло меня в северную столицу, о которой мечтал в детстве. Учился недолго — до присяги. Государственной медицинской комиссией был комиссован из-за плохого зрения. Дополнительно сдав экзамен по географии, я перевелся в Ленинградский финансово-экономический институт имени Н. Вознесенского.
В студенческие годы я активно занимался в художественной самодеятельности, посещал курсы по вокалу в музыкальном училище. На факультете мы создали группу. Каждый год побеждали в музыкальных конкурсах, исполняли эстрадные песни начала 70-х годов.
После четвертого курса перевелся на заочное отделение в Брянский филиал. Можно сказать, что по семейным обстоятельствам, так как остро стоял квартирный вопрос — наш дом собирались сносить, тяжело болела бабушка.