,

Фотопроект Faces&Facades: потрясающие образы на фоне старинных зданий Клинцов и попадание на обложку самой читаемой газеты в России

Как же нам, клинчанам, искренне любящим свой город, хотелось, чтобы вся страна узнала о нем в положительном свете. За последние годы мы привыкли, что о Клинцах в федеральной прессе и по ТВ говорят исключительно в негативном свете — это и нашумевшая несколько лет назад история с отправкой в Турцию детей местных чиновников, и совсем еще свежая история с попыткой сделать из здания бывшего техникума уродливую пластиковую коробку.
Наконец, у нас появился повод для гордости за Клинцы и его жителей. За это надо сказать авторам и участникам потрясающего фотопроекта Faces&Facades, который проходил в течение этой осени. В ставшей столь популярной у клинчан группе «Диалог с городом» в соцсети «ВКонтакте» авторы проекта раскрывают свою идею: «У каждого города есть свой неповторимый стиль и характер, как и у людей, которые в нем живут. Вместе с фотографом Анной Басалыко и командой проекта «Том Сойер Фест-Клинцы» мы решили обратить внимание на ценность индивидуальности, подчеркнуть красоту и уникальность облика родного города, которая исчезает и которую так важно сохранить. Принять участие в съемке мы предложили всем желающим».
Как вы уже поняли, это совместный проект так полюбившегося клинчанам «Том Сойер Феста» и фотографа Анны Басалыко. В сегодняшнем специальном выпуске «Разговора без микрофона» мы подробно поговорим с Анной, а также с некоторыми другими участниками проекта Faces&Facades. Разговор с Анной получился наиболее обстоятельным и касался не только фотопроекта, но и в целом ее жизни. Начнем мы именно с него.

Анна Басалыко:
«Охранник не разрешил
нам сделать фото на фоне
ТЭЦ, хотя мы не заходили
на территорию объекта»

— Аня, где ты сейчас живешь и чем занимаешься?
— Я живу в Клинцах, здесь я родилась. После окончания школы уехала в Москву, училась в классном месте и не думала, что сюда вернусь. Пока работаю специалистом по маркетингу на одном заводе. Фотографирую, изучаю фотоискусство, собираю портфолио, придумываю фотопроекты.

— В какой школе и в каком институте училась?
— Училась в третьей школе, в параллельных классах с Олей Молявко. С 2012 по 2016 годы училась на бакалавра по маркетингу в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова.

— Когда ты начала увлекаться фотографией?
— В 2018 году — третий год уже. В детстве я ходила в художественную школу, фотографировать начала еще школьницей. В 2018-ом, на Новый год, мы купили фотоаппарат, стала фотографировать, и у меня это начало получаться — решила развиваться в этом направлении, мне оно очень нравится.

— Как учишься фотографировать?
— Учусь самостоятельно — сейчас в Интернете много видео по обучению фотографии, смотрю разных фотографов и пробую фотографировать.

— Кто был автором идеи фотопроекта Faces&Facades?
— Ольга Молявко предложила мне сотрудничество с проектом «Том Сойер Фест», она хотела привлечь внимание к фестивалю с помощью создания интересных фотографий. А у меня уже была к тому времени идея сделать фотографии людей в яркой одежде возле домов в Клинцах. Каждое историческое здание в нашем городе уникально, таких домов ведь больше нет нигде. Так что наши идеи сошлись и соединились в проект Faces&Facades. Название проекта придумала Алина Коленченко. У меня изначально было другое название — «Фасад и характер». Но вариант Алины на английском языке звучит лучше. Концепция проекта в том, что индивидуальность города выражается в его архитектуре, а индивидуальность человека — в его внешнем образе. Мы фотографировали участников «Том Сойер Феста», которые придумывали себе интересные образы, подбирали одежду, делали макияж, выбирали здание, на фоне которого будет проходить фотосъемка.

— Ты сама участвовала в проекте «Том Сойер Фест»?
— Не участвовала, только фотографировала. Работа и ребенок занимают большую часть времени.

— Кто мог участвовать в проекте Faces&Facades, сколько человек в итоге было задействовано в проекте?
— Любой житель Клинцов, не только участники «Том Сойер Феста». Всего было девять человек, маловато. Я написала некоторым своим знакомым, и они изъявили желание сфотографироваться — таких было три человека. Остальные — участники фестиваля «Том Сойер Фест».

— С какими трудностями тебе пришлось столкнуться за время проекта?
— Не скажу, что были какие-то особые трудности. Иногда непросто было выбрать время, которое было бы одновременно удобно для меня и для человека, которого я буду фотографировать. Каждая фотосессия длилась примерно полтора часа. Для каждого участника выбирался свой съемочный день, обычно в вечернее время, а весь проект длился около полутора месяцев.

— Много фотографий успевала сделать за это время?
— Много, больше ста на каждого человека. Но большинство из них удаляется при отборе, а для соцсетей мы использовали только по 2-3 фотографии каждого участника проекта.

— С кем из моделей было работать проще всего, а с кем сложнее и почему?
— Со всеми было очень легко. Просто в проекте принимали участие люди, которые любят фотографироваться и которым это интересно. А те, кому это неинтересно, просто не пришли. Если человек хочет фотографироваться, то он будет стараться, и в итоге все получится. К тому же во время фотосессий мы разговаривали, что-то придумывали.

— Я так понимаю, здания твои модели выбирали сами. Тебя удивляли выбранные ими локации?
— Кто-то выбирал сам, а некоторые сомневались, тогда я подсказывала, какое здание можно выбрать. Хотелось, чтобы картинка выглядела гармонично, поэтому здание должно было сочетаться с образом — одеждой на человеке.

— Тебя удивляли выбранные участниками локации?
— Я лояльна ко всему, без предрассудков, поэтому меня ничего не удивляло (смеется).

— Я не подразумевал негативный окрас. Наоборот, может, ты открыла для себя какие-то здания, о которых раньше не знала?
— Да, открыла для себя заброшенное здание Дома культуры тонкосуконной фабрики имени Октябрьской революции, на фоне которого фотографировалась Алина Коленченко. Я раньше ни разу не ходила по переулку Богунского полка, мы прошли там с Олей. Там много стареньких домиков.

— Где ребята брали столь интересные костюмы для съемок?
— Оля фотографировалась в сарафане, который ей дала Алина Коленченко. Где-то она его, видимо, купила. Вообще у Алины дома много интересной одежды в стиле 90-х. Может, мамины или бабушкины. Женя Сучков попросил рубашку у кого-то из хора, если не ошибаюсь. Остальные участники брали одежду дома, может, просили у друзей. Они сами создавали свои образы.

— Какие моменты за время проекта тебе запомнились более всего?
— Я фотографировала парня и девушку в красной и черной одежде, которые выбрали для съемок здание ТЭЦ. Мы не заходили на территорию этого объекта. Просто встали на дороге, а ТЭЦ была фоном. Но охранник тепловых сетей вышел и сказал, что, якобы, здесь нельзя фотографироваться, поскольку это частная собственность. Проще говоря, прогнал нас. В итоге мы сфотографировались «на Ленинке», возле двухэтажного дома управляющего фабрикой.

— Ты понимаешь, что вас прогнали незаконно?
— Не знаю, насколько это законно, у охранника, видимо, какие-то предрассудки. Не понимаю, зачем портить настроение себе и людям. Но мы ушли на еще более интересный объект.

— Фотографий с ТЭЦ не осталось?
— Нет, я только начала выставлять оборудование, как появился охранник.

— Три лучшие фотографии за все время проекта?
— Мне нравится фотография, где девочка сидит с расписанными ногами на фоне двери дома по улице Льва Толстого, который был восстановлен в рамках первого сезона «Том Сойер Феста». Я не знаю, сколько времени она потратила, чтобы так разрисовать ноги, а потом все с них смыть. Думаю, очень много (смеется). Также мне очень нравится фотография Алины на фоне старого ДК, где она стоит. Она молодец — придумала такой образ, подобрала одежду. Третьей выделю фотографию девушки на фоне физиатрической лечебницы за ЦУМом, сейчас там наркологический диспансер.

— Куда еще ты выкладывала фотографии, помимо группы «Диалог с городом» в соцсети «ВКонтакте»?
— Выкладывала в своем профиле в Instagram. Алина и Оля продвигали фотографии в других пабликах, например, в паблике «Такие дела». Не знаю, каким образом, но пара фотографий попала в газету «Метро».

— Ты предвосхитила мой следующий вопрос. Что чувствует фотограф, чья работа попадает на обложку самой читаемой газеты в России?
— Почувствовала, что это моя первая обложка! Все, сейчас пойдет (смеется). Хотя там даже авторство не было подписано. Мне бы хотелось, чтобы там оказалась другая фотография. На проекте были более интересные фотографии, но они, наверное, слишком модные.

— Поясни.
— Если в статье идет речь о поддержании образа провинциального городка, то будет странным печатать фотографию в стили fashion. Оля тоже удивилась, что выбрали именно эти фотографии.

— А я не удивился, именно эти две фотографии Ольги Молявко и Евгения Сучкова я сразу выделил наряду с еще несколькими, о которых ты говорила.
— Это чутье.

— У тебя есть идеи дальнейшего сотрудничества с проектом «Том Соейр Фест»?
— Пока нет, но, думаю, что появятся. Нам надо вместе что-то делать (смеется).

— Ты сказала, что работаешь специалистом по маркетингу. Связываешь ли ты свою будущую жизнь с профессией фотографа?
— Да, связываю. Мне очень нравится придумывать и визуализировать какие-либо идеи, образы, доносить с помощью картинки определенные смыслы. Есть такая профессия — арт-директор. Надеюсь, я когда-нибудь им стану (улыбается).

— Ты готова бросить работу маркетологом и уйти в творчество?
— Как раз арт-директор или специалист, создающий визуальные концепции для брендов, компаний, должен обладать знаниями маркетолога, менеджера, рекламщика, копирайтера. А фотография — это один из способов визуально выразить что-то. Хочу, чтобы моя работа была, безусловно, связана с фотографией, но и знания маркетолога в ней тоже были востребованы. То, чем я сейчас занимаюсь на работе, мне тоже нравится.

— Связываешь ли ты свою жизнь в дальнейшем с Клинцами или планируешь уехать?
— Честно говоря, хотелось бы уехать (смеется). Думаю, когда-нибудь это случится.

— Ты училась в Москве. Почему вернулась в Клинцы после окончания вуза, ведь большинство остается в столице?
— Я бы тоже осталась в Москве, но так получилось, что я как раз в это время ждала ребенка. Мне было сложно сразу после учебы остаться в Москве с маленьким ребенком. В Клинцах родители и муж. Кстати, если бы не ребенок, я бы не начала заниматься фотографией. Я бы работала в сфере маркетинга, каком-нибудь агентстве, но не фотографировала бы. Ребенок открыл во мне такую способность.

— Начинала фотографировать ребенка?
— Дело не только в этом. Просто я была в декрете, было свободное время, появилось такое хобби.

— Зарабатываешь на фотографии?
— Да, но не так много, как хотелось бы. Я начала немного зарабатывать, как только стала заниматься фотографией. Мои основные клиенты — молодые девушки или семейные пары с детьми. В прошлом году я даже арендовала студию с другим фотографом, но весной владелица закрыла ее. Мое портфолио есть в моем профиле в Instagram — www.instagram.com/portraits.bas. Но я особо не рекламирую себя как фотографа и не публикую фотографии с частных съемок. Больше фотографирую для себя, для развития навыков, также то, что мне самой нравится. Сегодня на фотографии практически не зарабатываю. Может быть, в Клинцах сейчас слишком много фотографов или мало людей, которые хотят фотографироваться.

Мы пообщались не со всеми участниками фотопроекта, но пока шел проект, каждый из них оставлял комментарий для группы «Диалог с городом». Хочется отдельно рассказать об участниках и фотографиях, которые выделили те ребята, с которыми мы пообщались лично. Так, Анна Басалыко отметила фотографию Натальи Власенко. Вот что Наталья рассказала группе «Диалог с городом» о своем образе и выборе здания физиатрической лечебницы 1927 года постройки, сейчас это наркологический диспансер: «На фото — образ призрака из настоящего, который находится возле здания в прошлом. Надеюсь, у зрителя возникнет интерес к этому зданию, ведь о нем почти ничего неизвестно, по крайней мере, в открытых источниках».
В фотопроекте принимали участие не только девушки, но и парни, один из них — Евгений Сучков — поделился мыслями о фотосессии, рассказал о своем участии в других городских мероприятиях и проектах.

Евгений Сучков:
«Не ожидал, что моя
фотография появится
в газете другого города,
тем более в московской
газете»

— Женя, расскажи коротко о себе: сколько тебе лет, где учился, чем занимаешься?
— Мне 28 лет. Учился в Первомайской школе, сейчас работаю на одном из предприятий в Клинцах. Особо ничем не увлекаюсь, если только иногда в футбол играю, летом также играл в волейбол на «Труде».

— Это ты явно скромничаешь, я знаю, что ты ведешь активную общественную жизнь. Как ты оказался в проекте Faces&Facades?
— Аня Басалыко пришла к нам на «Том Сойер Фест» и предложила по желанию сфотографироваться. Я решил поучаствовать.

— Где ты нашел такую интересную одежду для съемки?
— Одежду попросил у знакомой.

— На фоне какого здания фотографировался, почему выбрал именно его?
— Этот дом находится на улице Богунского полка, точный номер дома не помню. Выбирали здание вместе с Аней, так как я не знал, на фоне какого дома фотографироваться.

— Чем запомнилась фотосъемка?
— Тем, что я получил положительные эмоции и от самого процесса фотосъемки, и от конечного результата.

— Что чувствует человек, чье фото попало в самую читаемую газету России?
— Про фото в газете «Метро» я узнал, когда один из координаторов фестиваля сфотографировал статью и скинул в нашу «беседу». Честно говоря, не ожидал, что мое фото появится в газете. Да не просто в газете, а московской газете. Какие чувства были в тот момент? Я и сам не понял (смеется). Наверное, я был удивлен, что мое фото опубликовали там.

— Расскажи о своем участии в проекте «Том Сойер Фест».
— Я стал участником проекта еще в первом сезоне. Кажется, я тогда увидел пост в социальной сети. Пришел на проект, чтобы сделать дом красивым. Сначала у меня был дискомфорт, я не знал, правильно я все делаю или нет.

— Насколько я знаю, ты не ограничиваешься культурной жизнью города.
— Я участник фанатского движения в поддержку футбольного клуба «Клинцы». Здесь особо нечего рассказать. Приходим на стадион, чтобы поболеть за клуб, который выступает за наш город.

Сразу несколько человек выделили фотографию Алины Коленченко, ее образ на фоне заброшенного здания Дома культуры тонкосуконной фабрики имени Октябрьской революции. Вот что рассказывает Алина паблику «Диалог с городом»: «Мне захотелось создать параллельную советскую реальность — не дословную репродукцию эпохи, а искаженную картинку, где узнаваемые детали и вещи времен СССР переплетаются с инородными элементами, чтобы зрителю было сложно понять — это 1976 или 2020. Я пришла в клуб при фабрике на торжественный вечер, стою у двери и не понимаю: почему закрыта дверь, почему не горит свет, не играет музыка? Почему ступеньки заросли травой, а в окнах не хватает стекол? Хотелось передать зрителю чувство тревоги и растерянности, чтобы он поразмышлял, как стремительно и беспощадно в последние десятилетия мы разрушаем красоту родного города, созданную поколениями до нас. А что создаем мы? Что мы оставим после себя? Мне очень нравится это здание — свидетель славного культурного и фабричного прошлого Клинцов, от которого остались только руины и воспоминания. Мечтаю сделать так, чтобы оно ожило заново, чтобы в окнах снова горел свет».

Следующая участница, которая дала нам обстоятельный комментарий, — Анастасия Степкина. Настя еще учится в школе, но уже активно участвует в общественной жизни Клинцов.

Анастасия Степкина:
«На роспись ног ушло
несколько часов»

— Настя, расскажи о себе.
— Мне 16 лет, учусь в 10-м классе восьмой школы. Увлекаюсь рисованием, в дальнейшем хочу связать свою жизнь с этим. Еще веду Instagram (anastep), где публикую свои работы и идеи.

— Где занимаешься живописью и у какого преподавателя?
— Второй раз в художественную школу не берут (смеется), поэтому занимаюсь в студии «Мозаика» у Сергея Владимировича Закаморного.

— Как ты оказалась в проекте Faces&Facades?
— Узнала о нем во время участия в проекте «Том Сойер Фест». Потом уже сама связалась с фотографом — Аней Басалыко.

— Из всех моделей у тебя, пожалуй, самый запоминающийся образ. Как тебе пришла идея такого образа?
— Спасибо (улыбается). Мне просто захотелось сделать что-то яркое, связанное с искусством, и при этом интригующее, чтобы заинтересовать зрителя, чтобы он как можно дольше рассматривал мелкие детали.

— Кто тебе расписывал ноги, сколько времени на это потребовалось?
— Росписью ног я занималась сама, времени на это потребовалось довольно-таки много — несколько часов. Идея была в том, чтобы показать свой внутренний мир, ведь в этом и заключается проект. Расписывала обычной гуашью, сверху покрывала лаком для волос, чтобы краска не сыпалась. Смыть намного легче, чем нарисовать (смеется).

— На фоне какого здания фотографировалась, почему выбрала именно его?
— Мои фотографии сделаны на фоне здания по улице Льва Толстого, которое «Том Сойер Фест» ремонтировал в прошлом году. Выбрали именно его, потому что оно идеально подходило под образ. К тому же я сама вложила в этот дом частичку своей души.

— Чем тебе запомнилась фотосъемка? Довольна получившимися фотографиями?
— Конечно, довольна, фотографии получились очень крутыми.

— Расскажи о своем участии в проекте «Том Сойер Фест». Почему ты пришла на проект, что тебе дает участие в нем?
— Пришла на проект еще в прошлом году, в первом сезоне, потому что это было что-то новое и необычное для нашего города, как раз то, что я люблю. Проект, безусловно, дал мне много положительных эмоций, незабываемых дискуссий и душевного тепла.

Не нуждается в особом представлении человек года в Клинцах (по версии нашей рубрики «Разговор без микрофона») Ольга Молявко. Совсем недавно на страницах «ВлД» вышло большое интервью с ней. Признаться, по этой причине не планировал брать у Ольги комментарий к фотопроекту Faces&Facades. Но после того как увидел обложку газеты «Метро» с фотографией Ольги, вынужден был скорректировать планы. Отмечу, что эту бесплатную газету каждое утро раздают в московском метрополитене. Она выходит и в других российских мегаполисах, где есть метро. Те, кто бывал в Москве, наверняка видели, что по утрам очень многие жители и гости столицы держат в руках в метро эту газету. Поэтому не случайно она считается самой читаемой в России. К сожалению, а, может, к счастью, масочный режим не сделал в этот день координатора «Том Сойер Фест — Клинцы» самой узнаваемой в московском метро. А ведь Ольга в тот день была и в Москве, и в метро!

Ольга Молявко:
«Сказать, что удивилась,
когда увидела свое лицо на
обложке газеты «Метро», —
это не сказать ничего!»

— Оля, в проекте Faces&Facades активно принимали участники «Том Сойер Феста». С чего все начиналось?
— Все началось с идеи создать для волонтеров какую-то приятную активность в свободное от работы время. В прошлом сезоне наши коллеги из Бузулука придумали фотопроект «Люди, как дома, дома, как люди», мы вдохновились и решили запустить у себя что-то похожее. Я связалась с Аней, она сразу же откликнулась и предложила свою идею.

— Мне безумно приятно, что лицо человека года в Клинцах (по версии нашей рубрики «Разговор без микрофона») попало на обложку самой читаемой газеты в России. А как ты узнала об этом, какие эмоции испытала?
— Утром прочитала сообщение от Алины: «Если завтра (уже сегодня) ты или Вова будете ехать рано утром в метро, возьмите газету «Метро». Там для тебя сюрприз» (Вова — муж Ольги — прим. авт.). Я почему-то сразу подумала, что внутри будет что-то связанное с фотопроектом, но когда увидела свое лицо на обложке, то сказать, что я была удивлена, — это ничего не сказать. Мне было безумно приятно, а после того как я выложила фотку газеты в сториз в Instagram, я просто перестала успевать читать сообщения. В какой-то момент стало даже неловко от такого количества внимания.
— Когда ты ехала в тот день в метро и все рядом держали в руках газету, на обложке которой красовалось твое фото, тебя никто не узнал?
— Я же была в маске. К тому же в метро все смотрят в свои смартфоны, а не на окружающих людей.

— Давай откроем читателям секрет — при выборе фото для нашего недавнего интервью ты забраковала именно эту фотографию, прославившую тебя, как минимум, на всю Москву. Чем она тебе не понравилась? И почему, на твой взгляд, газета «Метро» выбрала именно ее?
— Мне кажется, что для заголовка интервью нужна была нейтральная фотография. Думаю, в «Метро» ее взяли, потому что статья была про «Фест», про уходящую красоту старой застройки, а именно эта идея была заложена в образ фотосессии.

— Довольна ли ты итогами проекта Faces&Facades, лично своими фотографиями?
— Мне жаль, что в проекте было так мало участников. То ли идея не пошла, то ли люди испугались бесплатного участия, нашли в этом какой-то подвох… Своими фотографиями я, конечно, довольна. Аня умеет создать творческую атмосферу и помогает раскрепоститься перед камерой.

— Три лучшие фотографии проекта на твой вкус?
— Алина с красными гвоздиками у заброшенного ДК, Вика у башни на улице Красная площадь и Наташа у здания физиатрической лечебницы.

Несмотря на то, что организаторы проекта Faces&Facades отметили немногочисленность его участников, можно утверждать, что фотосессии клинчан на фоне исторических зданий города стали главным событием ушедшей осени. Анне Басалыко удалось вместе со своими моделями создать неповторимые образы. Это касается не только тех, о которых мы рассказали сегодня, но и всех без исключения участников фотопроекта. К сожалению, мы не можем по понятным причинам поместить все фотографии в газете, поэтому с остальными работами можно ознакомиться в группе «Диалог с городом» — https://vk.com/klintsy_dialogue/ Оно того стоит!

Жора КОСТАКЕВИЧ
Фото: Анна Басалыко