,

Опростоволосилась или распоясался?

1

В музее этнографии и ремесел Брянского областного методического центра «Народное творчество» почти все экспонаты можно потрогать руками. Можно поработать
на кроснах — старинном ткацком станке, на прялке, послушать патефон, посвистеть в любую свистульку.

Музей создавался постепенно. Раньше у творческих коллективов была возможность ездить в экспедиции и собирать материал по местным обрядам и обычаям. Из этих командировок привозили костюмы, рушники, предметы быта. Все накапливалось, был создан музей, уникальные экспозиции которого постоянно пополняются. Здесь представлены работы современных мастеров, выпускные работы студентов художественного училища. В стенах музея любознательный посетитель может увидеть, в каком направлении развиваются традиции в наше время.
Здесь проходят и мастер-классы — шьются куклы, делается роспись, изготавливаются поделки к праздникам. Есть и выставка работ мастеров.
Самая яркая часть экспозиции отведена костюмам. Представлены шесть комплектов одежды. Их объединяет красный цвет — символ здоровья, силы, солнца и красоты. Одежда не только защищала человека от холода и непогоды, она придавала уверенности в собственных силах. Костюмы отличаются орнаментами и головными уборами. Яркая, с обилием вышивки праздничная одежда «молодух» — молодых женщин, вышедших замуж. Более скромные и сдержанные наряды были у старших женщин. Представлены и свадебные костюмы. Возможно, и сохранились эти наряды потому, что надевали их редко, строго по праздникам, а повседневная одежда превращалась в ветошь. Сохранившиеся части костюма использовались при изготовлении кукол.

По костюму женщины можно было определить, откуда она, ее социальный статус, вероисповедание, сколько у нее детей. Все это скрыто в орнаменте деталей одежды. Костюм Брянского района (село Дорожово) — самый характерный для нашей области. Во всех комплектах одежды присутствует нательная женская рубаха с обережной вышивкой по горловине, подолу, рукавам. Вышивка украшает все «входы» к человеку, защищает их. К рубахе отношение было особенное: ее ни в коем случае не давали ни мерить, ни тем более носить другим людям, так как считалось, что человек с ней отдает свою силу, красоту и здоровье.
Еще одна деталь костюма — понева. Это распашная шерстяная юбка из трех полотен, юбка замужних женщин. Полотна соединены в технике, в которой делают плетеные пояса. Для тех, кто был богаче, поневы шили из парчи, украшали бисером. Это все было привозным, стоило дорого. В старину приветствовались пышность тела, детородность, поэтому юбки были большими.
Особого внимания заслуживает головной убор. Они делились на девичьи и женские («бабьи»). Незамужняя девушка показывала свою косу, да не каждая была на нее богата. Чтобы имитировать косы, привязывали к головному убору ленты, нанизывали бисер. Проходил и свадебный обряд выкупа косы. Это не значит, что косу обрезали. Между пированьем и разговорами, под величальные песни, выплеталась лента из косы невесты и передавалась по наследству младшей сестре или подруге. Замужняя женщина должна была надевать головной убор, скрывающий волосы. Опростоволосилась — значит, опозорилась. Даже дома замужняя женщина старалась не ходить с непокрытой головой, чтобы не навлечь на себя недоброе.

2

Сильное магическое значение придавалось женским волосам, в особенности косам. И поэтому не только ради красы, но и в качестве оберега мастерились в старину замысловатые и неповторимые головные уборы. Украшались они по-разному. Как правило, головной убор состоял из трех частей: позатыльника, повойника и кички. На выставочном экземпляре — более трех килограммов бисера. Бисер старинный, как его называют, «ломоносовский». Это очень дорогое украшение.
Всем знаком передник. Правда, сейчас он остался в обиходе только на кухне. А раньше это была одна из важнейших и наряднейших деталей костюма. У передника было три названия: запон, занавеска, фартук. И, конечно, в зависимости от достатка и назначения, передник украшался вышивкой, лентами или бисером.
Женское нагрудное украшение — чепка и ожеревок. Считалось, что глаза, уши, нос, рот — это «вход» в человека. Большое значение придавалось тому, что туда входит. Это и то, что мы едим, что слушаем, что говорим, что видим. Украшения служили для того, чтобы отвлекать от лица, чтобы не сглазить, не навредить.
Обязательный элемент одежды — пояс. Распоясаться — значит, нарушить все законы приличий, вести себя разнузданно, грубо. Происхождение этого слова относится к традиции носить пояс, который выполнял и обережную функцию. Чтобы «душа из тела не выскочила», ее подвязывали. Женский пояс завязывали на левую сторону, а мужской — на правую. Потерять пояс в старину — изменить свою судьбу.

3

По особому орнаменту можно рассказать о традиции. В костюме есть элемент такого орнамента, как птичка с очень тонкими крыльями, стремящаяся вверх. Это говорило о том, что в семье больше рождалось девочек, а если крылья птицы плотно были зашиты, это означало, что в семье больше мальчиков. Информация нужна была для свахи — важного человека в деревне. Она подбирала пары, наблюдая, как дети растут с младенчества, какой у них формируется характер, какие навыки они приобретают.
В музее экскурсовод показала саян — сарафан. Так называлась городская одежда. К нам она пришла, когда крестьянам разрешили приезжать в город на заработки.
Интересен покрой мужской старинной одежды. Полотна для рубахи ткались целиком, а при шитье вставлялись клинья.
Таким образом, одежда в жизни русского человека играла более важную роль, чем сейчас. Для современников она является своеобразной книгой, где можно прочитать об обычаях русского быта и его традициях.

Наталья УШАКОВА, фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.